Каменский район Тульской обл.

Садимся удобнее, будет много  информации о районе. Не придуманной и не сочиненной. Могу это легко доказать. Кому неинтересно узнать о нашем районе, можете дальше не читать. Такие люди есть, встречал! Наше село Архангельское старше Санкт — Петербурга, но не судьба стать большим городом. Бывает!  Но, обо всем по порядку: в этом сайте собран материал,  о районе. Надоело читать чушь в википедии и других местах, где пишут, что в 1771 году наследница сестра Свечина А. П. Свечина построила храм и населенный пункт получил новое название — Архангельское (от наименования храма). Что здесь крестьяне корчевали и выжигали лес, освобождая земли под пашню и т. д.
Во первых, за время поиска и работы, я кое-что тоже нашел важное. К примеру: первое упоминание о селе Архангельское, где говорится, что село образовалось (строили первую церковь) в 1689 году.
Так что к Свечинам никакого  отношения нет и события эти происходили за 100 лет до Свечиных.
Если сказать по «секрету», то название село получило от церкви, а название церкви получили от названия д.Михайловка.
Везде название  д. Михайловка отсутствует, оно присутствует в названии с.Архангельское. Даже сам приход церкви в селе в документах отсутствует д.Михайловка.
Приведу  пример,  приход в Новом Кеппен (2001г) 1915-1916, когда в селе было мало, но все же были дома, а если еще раньше, то наверно кроме господского дома и церкви не было ничего, д.Михайловка в списке прихода не было. Вот список деревень прихода:

Село Архангельское-Грязное — Успения Божией Матери ц. 1853 г.

Пограничные села: Новопетровское, Долгие Лески, Богословское

с. Архангельское-Грязное 119 дв. 417 м. 408 ж.ЦПШ

д. Заветная 5 в. 13 дв. 51 м. 54 ж.

д. Колычево 1 в. 77 дв. 285 м. 319 ж.

д. Никольская 2 в. 14 дв. 42 м. 45 ж.

с-цо Подлозинки 1 в. 68 дв. 204 м. 222 ж.

Вот в селе Архангельское — Грязное указанно 119 дворов, это столько было в д.Михайловка и немного в селе.
Название д.Михайловка (в честь деда ПетраI, Михаила Федоровича), дало название первой деревянной церкви Архангела Михаила.
Все просто и выдумывать не стоит. Грязное — это речка, вернее ручей, т.е название села, которое стоит на берегу этой речки (ручья).

Я много перечитал и перелопатил уйму материала.
Что стоило найти единственную фотографию нашей церкви, которая еще работала и не подверглась разорению? Там вид  совсем другой!
Или материал о Анастасии Петровны  Свечиной, кто она, откуда? Писали такую чушь, что повторять стыдно. Оказалось, что она по первому мужу Волконская, девичья фамилия Старово — Милюкова.
Так же неправда, что у нас были большие леса, крестьяне корчевали и выжигали лес, освобождая земли под пашню. Никто тут не корчевал, нашу местность издревле называли “Дикое поле”, лесов мало. Муравский шлях правда проходил рядом, а татары боялись лесов.  Представьте нашу местность без лесополос, которые посадили при советской власти…Много не соответствий и других.
Не покупал Шишков землю у Свечиных (нет такого документа). И дер. Шишковка  принадлежала жене Николая Александровича Шишкова, можете почитать на сайте (раздел «Дворяне и крестьяне»).
Если будем ссылаться на книгу Малицкого 1895 г,  большинство своих открытий который делал на расспросах и интуитивном уровне, без архива… там много неточностей.
Даже умудрились написать, что райцентр первый был в селе Каменка (книга была «Тульский край» 1968 года, полна неточностей!), никто не удосужился проверить. Они думали, что если называется Каменский район, значит село Каменка… Посмотрите на этой странице в самом низу, там есть карта области 1925 года, там все районы…. Хотя я уверен,  еще лет 50 будут копировать устаревшую, неправильную  информацию…
В Архиве действительно написано с.Каменка, возможно в то время Каменское называли еще и Каменкой, но в наше время все почему то думают это Каменка (Новопетровское, хотя есть люди которые путают поселок Новопетровский…).
Опустим это и продолжим по теме:

 с. АрхангельскоеЭта  церковь стоит сейчас в с. Архангельское.
Построили ее в 1853 г. (называлась она Успения Божьей Матери) действовала она до середины тридцатых  годов прошлого столетия. После разграбления и разрушения, она до конца 1990-х годов  не восстанавливалась и  не ремонтировалась. После многих десятилетий забвения, церковь вновь начала службу уже как храм во имя Архангела Михаила, в честь названия села и первого деревянного храма в селе. Покрыли крышу и поставили купол  в 90-х годах.
Сейчас купол заменили, сделали под «золото».  Никто уже не помнил как выглядела церковь раньше. Но оказывается  в первоначальном  виде она выглядела иначе.
Фотографию нашей церкви сохранила семья Животковых из Калуги, за что им большое спасибо и низкий поклон!

Arh-1934Вот так выглядела наша церковь! Она была выше и купола как видите не было, был высокий «шпиль». Такие церкви называются Шатрового типа. Колокольня как я понимаю была в центре (под шатром…).
Колокольню делал Богородицкий мещанин, каменщик Медведев в 1869 г (Тульские Епархиальные ведомости №13 за 1872 г). Финансировал Шишков.
Шишков привез его из Богородицкого уезда, где у них было имение (имений у них было много, в том числе в Липецкой области…), сам Николай Александрович Шишков начав строить большую церковь в селе  умер 10 января 1854. Жену похоронил у нас в Архангельском, перед постройкой. Я думаю, что и церковь он начал строить в память о своей супруге. Колокольню он уже не успел построить, близкие родственники — сын двоюродного брата Андрей Николаевич Шишков и другие родные, завершили постройку.

Обратите внимание на крышу, были «башенки» c двух сторон, а возможно  с трех…(ее просто не видно). Хотя честно говоря,  с противоположной стороны… что то кажется было, если внимательно посмотреть, то  правее левой башенки, тень показывает на какое то сооружение…
Фотография сделана  от военкомата, овраг еще не был засажен деревьями, здания коммунального хозяйства еще не было….
Смотрю на фотографию и думаю, для меня загадка. Собралось много народа, это что, готовится крестный ход? По поводу чего? Это было интересное время, в Москве к примеру перед этим (1931 г) взорвали Храм Спасителя…
Не меньше вопросов возникает по поводу башенок, их видно только две. Думаю, их должно быть четыре, не знаю, я в этом не специалист, может и такое количество бывает. Одни вопросы! Боюсь ответа не найдем.

Я склоняюсь к тому, что на снимке показан последний вздох нашей церкви. Перед этим в стране проходили съезды Безбожников, в Туле на Чулковской площади жгли иконы, вся политика была направлена на это… Я отдаю должное, что так долго в районе не трогали церкви. Снимок сделан во второй половине дня ( тени отбрасываются уже ближе от запада), короче, я думаю, что купол стоит последний день или дни. Кто то держит в руках хоругвь (церковное знамя), ощущение, что готовится крестный ход, ворота закрыты… много любопытных… Нам приходится только гадать!

Хочу еще напомнить, мало кто знает, что в этой церкви во время войны располагался военный госпиталь, через дорогу — районная больница была полна под завязку. Короче, здание церкви повидало не только церковные службы…

Уникальная фотография, которую тоже сохранили  Животковы! Kadnoe
Эта церковь стояла в с.Кадное. Как видите, она в целости и сохранности. Такой фотографии вы нигде не найдете….

DSC_0152

Эта церковь в Черкассах. Единственная церковь в районе которая выстояла все невзгоды…
Посмотрите какая красота……

423488_cr с.Архангельское.
Вид нашего села в 50-е годы!
Наш «Пятачок» !
Хорошо видна (от центра — чуть правее) Архангельская богодельня в экономии Селезнева, содержимая на его личные средства. Здание как видим отапливалось. В разные годы там проживали разное количество людей, к примеру в 1903 году было 14 женщин, в 1906 году — 17 призреваемых женщин, в 1914 году — 8 женщин. Богодельня —  заведение для содержания нетрудоспособных лиц (престарелых, немощных, инвалидов, калек)… Они были на полном содержании.

6

с.Языково. 1958 год.
Страна впервые празднует День советской молодежи.

Tут можно посмотреть еще Языковские фотографии и почитать о селе.

Познание нашего края, факты!

Я не буду описывать как жили в нашем краю люди при царе, сам не жил в то время, а сочинять зачем?
Вся информация  из  архивных документов. Вот к примеру, прочитал в Ревизских сказках, что помещица  села Богословка Нестерова (дев. фамилия Сахарова), много дарила крепостных крестьян другим нашим помещикам. Наверно от душевной щедрости или еще по какой причине, я сказать не могу, но не спросив согласие у крестьянина, а ведь у него была семья, дети… И крестьяне переходили в собственность  Свечина, Филиппа Колычева, Николая Александровича Шишкова, которые жили в другом селе. Вот и судите сами, как крестьяне жили. Наверно и они должны переселяться в другое село. Это еще ничего, уже в конце 1890 годах, когда уже отменили крепостное право, часто по суду крестьян за провинность просто пороли (секли). Часто крестьянин не выдерживал такого позора и накладывал на себя руки.
Дети очень рано начинали взрослую жизнь. К примеру, помещик видимо сам подыскивал жениха или невесту. Как правило, если они были из разных сел, то села как правило принадлежали одному помещику, к примеру жених был из с. Архангельское, а невеста  из села Никольское на Озерках (Языково), то эти села принадлежали Селезневым. Были и другие случаи, когда помещики договаривались и женили своих крепостных из разных деревень, то как правило, я заметил, что они обменивались. Жених из одного села, то следующий раз брали жениха откуда невеста, и наоборот. Женили очень рано!
К примеру, венчали жениха 15 лет, а невесту — 14 лет. Так было часто в деревнях! Вот как это описывают в Метрических книгах (1809 г, месяц ноябрь): » венчан приходу сей церкви деревни Колычево, того помещика Кнорринга, крестьянский сын отрок Федосей Михайлов 15 лет, на евоян крестьянской девке Матрене Андреевой 14 лет, венчали сей церкви». Стоят подписи священника и пономаря. Фамилий еще не было, поэтому трудно сказать что либо о молодоженах.
Тоже самое и в дер Подлозинки, где числилась владелица  помещица Настасия Петровна Свечина, венчали крепостную девку 15 лет, а жениха -14 лет из той же деревни.  Не всех конечно так рано венчали, но часто. Рекорд побил помещик села Архангельское, Иван Петрович Свечин, его крепостных венчали в 1816 году, жениху — 16 лет, а невесте — 13 лет! Читая Метрические книги, о умерших, часто ловишь себя на мысли, что  в то время часто умирали зимой от удушья. Заслонку в дымоходе закроют рано, что бы тепло не выходило или что то другое, но факт на лицо!
В Долгих – Лесках похоронена княжна Волконская, я почему то думал, что она там делала? В моем представлении, князья и княгини должны жить в городах  и больших дворцах, но не в деревне… Потом понял, что в большинстве случаев, особенно летом они жили в сельской местности, это как  сегодня на даче.
Много фактов можно почерпнуть из метрических книг. К примеру меня поразил факт, что у нас в Архангельском (в начале 1900-х годов), в местной церкви часто упоминается княжна Кугушева.
Она была восприемницей т.е. крестной матерью многих крестьянских детей при крещении. Не знаю, это была благотворительность, ведь было положено дать на “зубок”, или так она коротала время, больно часто встречается в метрических книгах. Оказалось, княжна Анна Александровна Кугушева – это (четвертая) жена  князя Сергея Михайловича Голицына. Она приезжала летом в Архангельское к Селезневым, наверно купалась в Шишковском пруду. Ее мать, Надежда Дмитриевна была замужем за князем Кугушевым и доводилась Николаю Дмитриевичу Селезневу родной сестрой. Я не удержался, навел справки о ней, она прожила большую, длинную жизнь, умерла в 1950 году и похоронена в Швейцарии вместе с мужем. В голову приходят разные мысли и то, что мир тесен пускай даже косвенно…
А вот другой факт! В 1869 году в селе Архангельское крестили младенца Зинаиду. Ее родители, как написано в Метрической книге, был Австрийский подданный, артист Франц Мартынович Бауер, — Римско – католического вероисповедания и законная жена его приходская владетельница Мария Дмитриевна Бауер, — православного вероисповедания. Меня заинтересовала эта пара.
Оказалось, что это известный музыкант, который после  окончании Венской консерватории  в 1851 году, поселился в Петербурге. Уже на следующий год он играет перед  Императором Николаем I . За это выступление ему был пожалован Бриллиантовый перстень. Давал уроки царской семье!
Часто гастролировал по стране вместе с женой. Выступал с ней дуэтом! Мария Дмитриевна  играла на гармонифлюте (род фисгармонии), и со своими дочерьми – певицей Зинаидой ( что крестили в нашей церкви села Архангельское! Выросла – стала певицей..) и пианисткой Антониной. У них был и сын Евгений Бауер, который был известен как – русский кинорежиссер, театральный художник, оказавший большое влияние на эстетику российского кинематографа начала 20 века.
Мне вот интересно, родилась Зинаида у нас во время гастролей или  приезжали только крестить.
Оказывается  девичья фамилия Марии Дмитриевны была Петухова. А в Метрической книге восприемниками при крещении  младенца был ее брат, Ефремовский купеческий сын Николай Дмитриевич Петухов и Чернского уезда прихода Спасского сельца Яковлева, помещик Владимира Ефимович Махотин и жена Наталья Николаевна. В любом случае, семья Бауер интересна. А про помещика Махотина, его отца и брата можно почитать дополнительно на сайте , очень интересный материал про них.
Короче, в нашей церкви с.Архангельское крестили будущую артистку оперетты, сопрано, певицу  ( Бауэр Зинаида Францевна). Нашел даже ее фотографию 1890 года, но нигде нет даты рождения и смерти артистки. Можно смело писать — родилась  5 апреля 1869 года (крестили 14 апреля).
В нашей церкви крестили крестьянских детей и барон Иван Гаврилович Черкассов, князь Александр Сергеевич Гагарин, была в церкви и крестила  потомственная дворянка Софья Александровна Ильинская. В 1899 году отметился в церкви и принял участие в крещении дворянин Николай Дмитриевич Селезнев, с ним была баронесса Мария Александровна Будберг. Так что, кроме Николая Дмитриевича Селезнева, по нашим улицам села ходили и другие именитые люди. К примеру, барон Иван Гаврилович Черкассов был член III-ей Государственной Думы, его мать была урожденная Левшина, кстати она сама была в с. Архангельское в церкви 1894 году.
Или еще пример: 20 мая 1913 года у потомственного дворянина – врача Архангельской земской больницы Ефр. Уезда Владимира Никоноровича Берсенева и законной жены Софьи Сергеевны родилась дочь Тамара. Крестили у нас в селе Архангельское, восприемниками были потомственный дворянин Павел Сергеевич Сухотин и вдова дворянка Екатерина Лукьяновна Фон – Келлер.
Павел Сергеевич Сухотин родился рядом в Чернском уезде, но тут было много родни. Он доводился правнуком помещику Николаю Петровичу Сухотину, который владел раньше д.Овечьи Воды, а также близкий родственник жене Бобарыкина… Павел Сергеевич  был поэт, прозаик, драматург, писал сказки… Известный по тому времени человек. Уже в 1909 года вышла первая его книга стихов.
Книги его издавались и пьесы шли на сценах московских театров, но все это было при жизни писателя. Потом наступило забвение. Забыли его!
В этих Метрических книгах, можно узнать про других лиц, который жили и работали в нашем краю. К примеру, в 1887г. Врач Ефремовского земства при Архангельской больнице работал Коллежский асессор Нил Иванов Сахаров ( у него и его жене Елизаветы Кирилова, родилась дочь Анна…).
Или фельдшером Архангельской земской больницы был Николай Александрович Крапивский (или Крапивенский, плохой почерк…). Об этих интересных фактах можно много писать, я только прочитал в Метрических книгах Богословский и Архангельский приход,  а их много.

Читая Метрические книги, Архивные материалы, я ни разу не встретил названия дер. Бутырки, что рядом с дер. Колычево. Везде, коренные жители дер Бутырки, указаны как жители дер.Колычево. Правда, несколько раз  в Метрических книгах, эти фамилии упоминаются как жители Колычевского Хутора. Вот уж не знаю, откуда взялось название дер. Бутырки. Это скорее всего стало после Революции. Первые колхозы, в каждой деревне были отдельно. Бутырки не исключение, в этой деревне сосуществовал свой колхоз. В детстве, я помню большую деревню. Дома шли почти до самого хутора, где росла черемуха. Это место мы так и называли – Хутор.
До революции в нашей местности  было распространено название «СЛОБОДА”. Вместо слова деревня, употребляли – слобода. Короче,  название дер. Бутырки, можно сказать пошло после  революции. Почему так прижилось это название – неизвестно. Хотя, свое мнение есть, но зачем гадать? Впервые название дер. Бутырки, встречается в первых номерах районной газеты в 1931 году! Газета называлась «Путь колхозника».

О селе Архангельское, о наших деревнях и селах

 Когда я заинтересовался краеведением, то по сути ничего не знал. Слышал только о помещике Селезневе и Свечине ( слышал, что такие были, но не более того). Я подчеркиваю, слышал, т.к. информации о них не было никакой, а что и была, то как правило она не соответствовала, происходила из слухов…Постепенно, шаг за шагом, стало вырисовываться правдоподобная картина. Отсеялись многие слухи, к примеру считали, что воронцовский помещик Ильинский, известный артист кино (сын этого помещика)…, находились люди, которые сами видели его приезжающего в старости на свою усадьбу…Короче, чего только не пришлось услышать и доказать обратное… Это касается и Анастасии Петровны Свечиной, которая построила в с. Архангельское-Грязное церковь. Считали, что она дочь местного помещика Петра Свечина, ( а это княжна Волконская, которая рано овдовела и вышла второй раз замуж за Ивана Ивановича Свечина, а Петр Свечин — ее сын…) Стало точно известно, когда была построена первая церковь в с. Архангельское, а по сути первое упоминание о нашем селе. Тоже самое могу сказать и о селе Языково.
А вот что испытывает человек, когда найденный материал подтверждается другими независимыми материалами и все сходится…то радуешься как ребенок…

Чтобы было понятно, что изображено на первой карте (увеличите ее), эта старая карта, где нанесены земельные участки  землевладельцев.
К примеру, под номером 169, сельцо Егорьевское, это деревня носит сегодня название Колычево. В 1778 году было отписано Коллежскому Ассесору Ивану Николаевичу, сыну Колычева
(вот тут, сам документ)
Он потомок Митрополита Филиппа, о нем  и других владельцах нашей земли — Боборыкины, Юницкие, Ржевские, Ильинские, Ханыковы, Селезневы, Воейковы, Безгины, Языковы, вы найдете в материалах этого сайта. 


Первое письменное упоминание о селе Архангельское относится к 1689 г.

Оно, конечно, еще старше. Но, как принято считать, считают от первого письменного упоминания. На этом сайте, Вы найдете первых помещиков-землевладельцев (давно забытых). Список будет пополняться. Это когда каждое имя, будь то деревня или человек, надо проверять. Много, к примеру, сел и деревень имели одинаковое название, и узнать, что именно это село, надо искать долго-долго.  Даже в архивах, в разных дореволюционных книгах, как правило, дается только название, но в одном уезде были одинаковые названия деревень, сел…. Кто занимался этим, меня поймет.  Я противник выдумывания, гипотез…., а уезд был большой!  А писать, что дворяне (к примеру написано везде про Свечиных) самовольно захватили земли, просто смешно! Там законы были построже наших… Были конечно и такие случаи, когда втихаря какой нибудь барин и распашет землю, и получит не учтенный доход, но это быстро и сурово каралось. К примеру, в селе Кадное, майор Арсеньев
распахал немного земли, так тут же полетели жалобы и челобитные царю…

Так и неправда, что первые поселенцы осваивали землю путем выкорчевывания леса. Ну откуда в нашей местности леса? С давних пор её называли ДИКИМ ПОЛЕМ. Даже в ВИКИПЕДИИ, универсальной энциклопедии, написали про наш район со старой информации… (не правильно это).

Земли давали за службу, за охрану Муравского шляха.  Если службу несли плохо, земля изымалась, и передача её по наследству или вечное пользование , ввели намного позднее.


Стрелец владел двором до тех
 пор, пока нес службу. После его кончины двор сохранялся за семьей. В таком случае кто-либо из взрослых его братьев, сыновей и племянников мог бы
ть «прибран» на стрелецкую службу. Продать двор приборным людям разрешалось лишь в случае перевода на новое место, при этом вырученные от продажи недвижимого имущества финансы входили в сумму, выдаваемую стрельцу на переселение.

С течением времени регулярным источником пополнения стрелецкого войска стали подросшие сыновья и другие родственники приборных людей. Постепенно служба в стрельцах превратилась в наследственную повинность, которую можно было, сложив с себя, передать кому-либо из близких.

Конечно жили тут люди и раньше, но сведения обрывочные. К примеру,  река Меча (Красивая Меча) упоминается в завещании Киевского князя Ярослава Мудрого в 1054 году. В 1575году Иван Грозный приказал построить целый ряд сторожевых пунктов. Одним из них был в Закопах на Красивой Мече, и селение это на много старше г.Ефремова.

В целом, много наших селений основаны во времена Михаила Федоровича, первого из династии Романовых. Это дед Петра I. Это касается нашего села Архангельское, Долгих Лесков, Романовки. В это время основывается город Ефремов.

 


Если принять за единицу расчёта времени активной жизни одного поколения в 30-40 лет, то всего лишь около десятка шагов отделяют нас от тех событий, связанных с рождением и младенческими днями родной нам земли, на которой получили свой приют наши предки. 

Все помещики, это и Иевлевы, Елагины, Ржевские, Кобелевы, Унковские и другие, все они получали деревни и земли за службу царю или военную службу. К сожалению мало сохранилось писцовых книг нашего края, сведения отрывочные.

Попробуем по древним документам окунуться в глубину исторического времени. Но с начало вернемся еще глубже в 13-15 век, что бы понять историю, историю родного края.

Было время, когда территория нашего и прилегающих районов были в подчинении Рязанского княжества. Во второй половине 13 в. Рязанские и Московские князья не один раз отвоевывали друг у друга наши земли. Да и другие соседние княжества не оставались в стороне, не говоря уж о татарском иге.

Найдите на карте нашу местность.  И вы поймете, что предкам нашим жилось наверно хуже, чем остальным.  У них не было постоянства, все время шли битвы между Московским и Рязанским княжествами. Границы все время менялись.  Дань с населения собирали, и первые, и вторые.  Местные люди не знали кому и подчиняться, у кого искать защиты.  Долгие годы  была граница, где сейчас находится с.Кадное.

Пояс лесов южнее Москвы (тульские и орловские земли) был границею с Диким полем. И не просто границей, а некоей крепостной стеной, за которой укрывались жители этих мест и которая преграждала, затрудняла путь во глубину русских земель разбойничьим ордам и армии степняков. Что касается путей по Земле, их было немало. Древние, вопреки представлениям в нынешний автомобильный век, еще не имея карт, хорошо ориентировались (к примеру Ливенский лес , что около села Архангельское был ориентиром на Ливны, шла прямая дорога из Тулы, через Архангельское, Бахтинки, Верхние Калинки…на Ливны) и много по Земле передвигались — исследовали, торговали, воевали и расселялись. Там, где не было водных путей и надо было двигаться, выбирали такие пути, где не встречалось водных преград. Одна из таких дорог вошла в историю. И хотя сегодня она не существует, упоминанье дороги вы найдете в энциклопедиях, притом, что не очень много путей в них означено. Называлась эта дорога Муравским шляхом.

Есть у Бунина крошечный рассказ «Муравский шлях»: тройка, пустынная, бесконечная русская даль — и разговор ямщика с барином: «Это, господин, Муравский шлях называется. Тут на нас в старину несметные татары шли. Шли, как муравьи, день и ночь, день и ночь, и все не могли пройти…» — «А давно?» — «И не запомнит никто… Большие тысячи лет!» Вместе с заглавием рассказ умещается в десять строчек. Но пространство и мысль его распахивается, взгляд читателя — скользя над бесконечным Муравским шляхом — уходит за горизонт, и в эту секунду за мгновением чувствуешь дыхание вечности.

Внизу карта 1925 года! Первоначально центр района был в селе Каменское (не путайте с селом Каменка). Потом в селе Архангельское. Само название района осталось старым.

Вышел я на улицу, глянул на село…

Вот думаю — как написать, чтобы читатель не заснул … Хотя что думать, в те времена не только вода была мокрее и трава зеленее, но и грязь на дорогах куда грязнее нынешней. Сайт писался по мере нахождения материала, поэтому надо бы все систематизировать, но лень, вернее не хватает времени, все оставляю на потом. Надеюсь, доживу и до этого.

Несколько фотографий прокомментирую.
Эта старая фотография, конец 50-х или начало 60-х годов (на углу, пересечение ул Тихомирова и ул Советской стоит еще старое здание).
Где сейчас воскресная школа, которая относится к церкви, раньше была школа. Но это я не захватил, помню там была столярная мастерская, преподаватель В.С.Малых, учил нас делать скворечники и разные вещи по мелочи… Потом там был интернат для школьников старших классов, вплоть до 1969 года, когда открыли новую трех-этажную школу. Потом там была типография, до тех пор пока наступила «перестройка».

Хорошо видно «Настину» палатку ( так ее все звали). Видно здание старой библиотеки. Правее , через дорогу (где виднеется машина) — это была в царское время, богодельня. Потом здание принадлежало РАЙПО, там хранили мебель, еще что то.
Потом в середине 70-х, Лапшов дядя Леша , на тракторе своротил угол здания ( не вписался). Был конечно не трезвый… Его лишили прав, потом он работал свинарем в колхозе, а здание снесли полностью.
Пониже был военкомат, два раза в год, забирали в армию. Проводы всегда были с гармошкой и пляской. Забирали много, в один день могли взять до 10 человек. Забирали почти всех, даже у кого находили болезни. Прапорщик всегда резинкой подтирал диагноз и карандашом писал «здоров». Не знаю, может план был, может платили премию, но редко кто «отмазывался» от армии. На это мало кто обращал внимание, служба считалась нужной и почетной.
Ну и справа видно здание коммунального хозяйства (одно окно…), там была баня.
Где лежат бревна ( в сторону церкви) — была пилорама.

На следующей фотографии, вы видите районный Дом Культуры! Старое здание ДК было около поликлиники, вернее на месте поликлиники. Когда сломали я не помню, но построили больницу в 1961 году .
Так вот, когда сломали старый ДК, вероятно построили и этот Дом Культуры. Старожилы говорят, там было правое крыло имения помещика Селезнева. На этом месте была прачечная…
Между Домом Культуры и Милицией (справа видно часть здания), была танцевальная площадка (пол из досок). Короче, ваши родители и деды с бабками танцевали там.

В праздники проходили митинги около этого Дома Культуры.
Есть фотографии в одноклассниках.

Слева — продовольственный магазин (потом магазин продавал разную технику, телевизоры приемники…).
Справа магазин, где продавали книги , плакаты, карандаши….Мы называли его «Когиз», ( именно так в далёкие годы назывался небольшой магазинчик в центре нашего села, переводится как Книготорговое объединение государственных издательств ).
После войны, около этого магазина  была автобусная  остановка (самой остановки не было, просто останавливался там автобус, разворачивался на «Пятачке», и ехал в Ефремов….). Потом построили Автостанцию…. 
Транспорт преобладал гужевой (следы заметны около столба…)
Эта фотография 70 -х годов. 
А раньше лет на 15-20, по большому счету, село заканчивалось после Почты (где потом построили финские домики), до этого там было поле и подвалы….
Видна наглядная агитация, ее рисовал Стрельцов (все лозунги и плакаты того времени — его работа…) 


Вы знаете это место (фото выше) в с. Архангельское? Уверен, нет! Это 50-е годы! Когда в селе не было совсем асфальта, когда не было уличного освещения, не было названия улиц!  Это наш “Пятачок”!

Дорога пошла в сторону автостанции, а само здание стояло на пересечении улиц Советской и Тихомирова (сейчас там магазин ”ритуальных услуг”, а до этого был продовольственный). Сейчас здание, хоть и рушится, но построено после  вот этого здания, где помещался и народный суд ( видно вывеску, между двух окон, с правой стороны), там была еще столовая для партийного актива (с правой стороны), а с левой (побеленные стены) – жилое помещение.
Выше стоял двух этажный деревянный стандартный дом, где держали  наших пленных солдат во время войны…
С левой стороны снимка виден старый продовольственный магазин. За ним – выше, где сейчас поликлиника, было здание старого клуба, там было много комнат. Какие-то учреждения, сейчас уже мало кто помнит.
На фотографии стоят – ???, Соловьев В.И., А.Ф.Чучков, И.С. Еремин.

Где сейчас музыкальная школа, к 1 сентября 1961 г построили детсад. На этом месте до этого, росло много сирени (белая и лиловая). Пониже — росли деревья, сосны (много). Вот там был парк!
Где сейчас овраг- там росли клены ( но не такие, как семена «вертушки» , а благородные (несколько экземпляров сохранилось около Связи (старой больницы). Много их было по улице Советской. где был РДК, милиция….
На праздники ( 1 мая, 9 мая, 7 ноября) дорожки посыпали песком, гуляли. В этом парке была волейбольная площадка, разные спортивные снаряды. Народ любил это место. Играл в волейбол, городки. Этот парк был старый, еще дореволюционный, дворянина Н.Д.Селезнева. Фонтан разломали давно, наверно подумали, что это мещанство после революции лишнее.
Выпускники школы почти всегда там фотографировались. В 1958 году ввели праздник День Советской Молодежи, начали гулять в Горшовском или Ливенском лесу.
Вот тогда парк забросили. Хотя и до этого уделяли внимания мало. Отремонтировали среднюю школу, спортивные снаряды перенесли туда, построили здание РК КПСС, во всю работал районный дом культуры с деревянной танцплощадкой на улице.
Приблизительно в 1965 году, на двух центральных улицах поставили новые бетонные столбы,провели освещение, водопровод, начали к концу того десятилетия газифицировать. До этого там мало что строили, все укрупняли колхозы, разъединяли, район то ликвидировали, то опять создавали .
Райцентр стал потихоньку благоустраиваться. Строили новую школу, Дом Культуры, райисполком, начали строить жилые дома. Образовали строительную организацию МСО, строительство в колхозах тоже оживилось. Приблизительно с 1970 г район начал преображаться, пускай медленно, но уверенно. Председателем райисполкома прислали Юрия Федоровича Жукова (1972г), человек энергичный и деятельный. Он много сделал для района. Но это уже другая история.
Вот и все, что можно написать пока коротко о райцентре.



Село Архангельское обычное заурядное село. В этом году, селу сравнялось 330 лет!
Прожив более полувека в этой  местности, я помню как оно выглядело раньше и теперь. Я не беру в расчет строительство новых домов, дорог. Просто заметно даже, если глянуть старые  полувековые фотографии, то в глаза бросается, что по нашей речке  росло мало деревьев, а если взять еще назад лет пятьдесят, то  увидели бы голый ручей.
Надо отдать должное помещику Селезневу, это он заставил своих крестьян сажать деревья. Сейчас их сохранились единицы, а раньше вся улица Советская, начиная от райповских складов до «пятачка” , была засажена  кленом ( но не этим, что сейчас все заросло), а благородным. В каждой деревне или селе был пруд, сейчас этого нет. Дороги проходили по другим местам… А к примеру — церковь, это лицо села. В селе Архангельское она выглядела иначе, сейчас купол, а раньше был шпиль… Вот из этих мелочей и складывается другое впечатление. История края – это всегда история сотен людей, про каждого не напишешь, а фотография расскажет много. На сайте много информации, но она на первый взгляд  раскидана, думаю, главное, что можно  от чего отталкиваться. Было бы желание. Знаю много людей, которым все до фонаря, а каждому не докажешь… Возможно от того, что большинство приезжие люди…

Когда был маленьким, мне нравилось (да и вам наверное) смотреть сквозь желто-зеленое бутылочное стекло на свет и представлять себе, будто живешь в каком-то царстве или дворце.
Теперь повзрослев смотришь на все другими глазами, почему-то  отсутствуют голубые мечты и видишь только настоящую реальность. Вчера прочел, что наш район на первом месте по убытию населения, рождается в два раза меньше чем умирают.
А было другое время, просматривая старые ведомости родившиеся в Тульской Епархии Ефремовского уезда по селу Новопетровское (просто к примеру), это село Каменка.
Родилось по селу Новопетровское (Каменка) –

За 1881 год
мужского – 28, женского – 27, Итого – 55!
За 1882 год:
мужского – 30, женского – 24, Итого – 54.
За 1894 год:
мужского – 28, женского – 34, Итого – 62!

Это только по селу нашего Ефремовского уезда, не считая соседних деревень, которые относились к Чернскому уезду (к примеру д.Воронцовка относилась к Чернскому уезду, а приход был один…).
Сейчас весь район ”рожает” меньше, чем это село! Так что земляки, приготовьтесь, скоро от района останется как село Новопетровское (сейчас) или деревни Барково, Петуховка…


Думаю, если начал писать про село Новопетровское, надо еще дополнить.

Трудно понять и представить то время, когда лет двести назад жили к примеру в селе Новопетровское (сейчас называют Каменка). Читаю за 1862 год Исповедальные ведомости.
К примеру сельцо Безводная Каширинка, что близ села Новопетроское (Каменка), принадлежало помещице подпоручице вдове по 1 браку Ольге Ивановне Кашириновой, в то время ей было 30 лет (1862г).
Много исповедовались и причащались купцов и мещан из других городов, к примеру из Крапивны, Ефремова (оттуда больше всех), к примеру купеческий брат 3 гильдии Дмитрий Никитин Окороков, его жена, дети…
Из  Ефремовского уезда исповедовались купцов — 30 мужских, 34 женских, малых детей — 8, всего 72 человека.
Военных – всего 44 человека обоих полов (Ефремовского уеда) и 5 человек – Чернского уезда.
Дворовых и крестьян исповедовались  в том году:
Ефремовского уезда – 795 человек, Чернского – 98. Всего – 893 человека.

Много знакомых фамилий, потомки и сейчас живут и здравствуют, Садонцевы, Судьины, Казеновы, Казанцевы, Дорончевы, Курбатовские (эти наверно из д.Романовка)…
Были в церкви и Исповедовались временно — обязанные помещицы Селезневой (к примеру крестьянин Михаил (отчество плохо читается) Щатский. Другие временно – обязанные деревни Павловки помещицы капитанши Анны Александровны Селезневой.
Временно- обязанные дворовые люди  недавно умершего помещика Сергея Михайлов(ича)а Свечина.
Упоминаются и дворовые люди помещика 12 класса, чиновника Федора Павловича Свечина, помещицы Анастасии Ивановны Зеленской, сельца Алексеевки помещика Коллежского асессора Николая Евдокимова Цветкова, помещицы села Новопетровское Любови Михайловны Солнцевой.
Многие помещики из других сел и деревень, а их крестьяне исповедовались в селе Новопетроское, проживали они там или нет я не знаю.
Обратил внимание на фамилию Терновский. Я помню в райгазе работал В.Терновский. Один раз он упомянул, что его предки из священников. В то время я не уделял внимание краеведению и пропустил это мимо ушей. Сейчас я навел справки, оказалась интересная информация о них. Терновский считался почетным гражданином села. Еще в далеком 1796-1798 годах его предок переведен из Чернского уезда, пономарем в Казанскую церковь с. Новопетровское Ефремовского уезда. Фамилию носил Третьяков Николай Семенов(ич) (фамилии часто давали церковникам  в духовных  училищах). Его сын пономарь села Новопетровское писался уже как Терновский Иван Николаев(ич), вошел как говорится в историю тем, что  был под следствием. Он повенчал воспитаницу Свечина (1843г) без его согласия. И вот пошла уже династия Терновских в священнослужителях. Его сын – Терновский Петр Иванов(ич) тоже стал священником в селе Новопетровское. Преподавал в сельской школе. Потом был священником в Чернском уезде.
 Петр Иванович Терновский был почетный гражданин, мне эта запись попалась раза два. Не знаю, ошибка это или нет, но у него был брат Владимир Иванович Терновский, везде в метрических книгах где он упоминается (как поручитель) везде упоминается как личный почетный гражданин.
Еще упоминается жена почетного гражданина Анна Николаевна Терновская. Доподлинно мне пока установить чья это жена не удалось. Почитал кому звание  дается и за что, за различные заслуги в том числе  приобреталось по образованию. Кем был и работал Владимир Иванович Терновский  пока не нашел, и утверждать что либо не могу.




Собирался написать про д.Бутырки, которая сгорела весной вся! Да вот, не соберусь. Стоит сейчас без крыш… Ни одного жителя, ни одного целого дома…


Как больно приходить туда,
Где тебя уже никто не ждет…


error: Content is protected !!