Каменский район Тульской обл.

Садимся удобнее, будет много  информации о районе. Не придуманной и не сочиненной. Могу это легко доказать. Кому неинтересно узнать о нашем районе, можете дальше не читать. Такие люди есть, встречал! Наше село Архангельское старше Санкт — Петербурга, но не судьба стать большим городом. Бывает!  Но, обо всем по порядку: в этом сайте собран материал,  о районе. Надоело читать чушь в википедии и других местах, где пишут, что в 1771 году наследница сестра Свечина А. П. Свечина построила храм и населенный пункт получил новое название — Архангельское (от наименования храма). Что здесь крестьяне корчевали и выжигали лес, освобождая земли под пашню и т. д.
Во первых, за время поиска и работы, я кое-что тоже нашел важное. К примеру: первое упоминание о селе Архангельское, где говорится, что село образовалось (строили первую церковь) в 1689 году.
Так что к Свечинам никакого  отношения нет и события эти происходили за 100 лет до Свечиных.
Если сказать по «секрету», то название село получило от церкви, а название церкви получили от названия д.Михайловка.
Везде название  д. Михайловка отсутствует, оно присутствует в названии с.Архангельское. Даже сам приход церкви в селе в документах отсутствует д.Михайловка.
Приведу  пример,  приход в Новом Кеппен (2001г) 1915-1916, когда в селе было мало, но все же были дома, а если еще раньше, то наверно кроме господского дома и церкви не было ничего, д.Михайловка в списке прихода не было. Вот список деревень прихода:

Село Архангельское-Грязное — Успения Божией Матери ц. 1853 г.

Пограничные села: Новопетровское, Долгие Лески, Богословское

с. Архангельское-Грязное 119 дв. 417 м. 408 ж.ЦПШ

д. Заветная 5 в. 13 дв. 51 м. 54 ж.

д. Колычево 1 в. 77 дв. 285 м. 319 ж.

д. Никольская 2 в. 14 дв. 42 м. 45 ж.

с-цо Подлозинки 1 в. 68 дв. 204 м. 222 ж.

Вот в селе Архангельское — Грязное указанно 119 дворов, это столько было в д.Михайловка и немного в селе.
Название д.Михайловка (в честь деда ПетраI, Михаила Федоровича), дало название первой деревянной церкви Архангела Михаила.
Все просто и выдумывать не стоит. Грязное — это речка, вернее ручей, т.е название села, которое стоит на берегу этой речки (ручья).

Я много перечитал и перелопатил уйму материала.
Что стоило найти единственную фотографию нашей церкви, которая еще работала и не подверглась разорению? Там вид  совсем другой!
Или материал о Анастасии Петровны  Свечиной, кто она, откуда? Писали такую чушь, что повторять стыдно. Оказалось, что она по первому мужу Волконская, девичья фамилия Старово — Милюкова.
Так же неправда, что у нас были большие леса, крестьяне корчевали и выжигали лес, освобождая земли под пашню. Никто тут не корчевал, нашу местность издревле называли “Дикое поле”, лесов мало. Муравский шлях правда проходил рядом, а татары боялись лесов.  Представьте нашу местность без лесополос, которые посадили при советской власти…Много не соответствий и других.
Не покупал Шишков землю у Свечиных (нет такого документа). И дер. Шишковка  принадлежала жене Николая Александровича Шишкова, можете почитать на сайте (раздел «Дворяне и крестьяне»).
Если будем ссылаться на книгу Малицкого 1895 г,  большинство своих открытий который делал на расспросах и интуитивном уровне, без архива… там много неточностей.
Даже умудрились написать, что райцентр первый был в селе Каменка (книга была «Тульский край» 1968 года, полна неточностей!), никто не удосужился проверить. Они думали, что если называется Каменский район, значит село Каменка… Посмотрите на этой странице в самом низу, там есть карта области 1925 года, там все районы…. Хотя я уверен,  еще лет 50 будут копировать устаревшую, неправильную  информацию…
В Архиве действительно написано с.Каменка, возможно в то время Каменское называли еще и Каменкой, но в наше время все почему то думают это Каменка (Новопетровское, хотя есть люди которые путают поселок Новопетровский…).
Опустим это и продолжим по теме:

 с. АрхангельскоеЭта  церковь стоит сейчас в с. Архангельское.
Построили ее в 1853 г. (называлась она Успения Божьей Матери) действовала она до середины тридцатых  годов прошлого столетия. После разграбления и разрушения, она до конца 1990-х годов  не восстанавливалась и  не ремонтировалась. После многих десятилетий забвения, церковь вновь начала службу уже как храм во имя Архангела Михаила, в честь названия села и первого деревянного храма в селе. Покрыли крышу и поставили купол  в 90-х годах.
Сейчас купол заменили, сделали под «золото».  Никто уже не помнил как выглядела церковь раньше. Но оказывается  в первоначальном  виде она выглядела иначе.
Фотографию нашей церкви сохранила семья Животковых из Калуги, за что им большое спасибо и низкий поклон!

Arh-1934Вот так выглядела наша церковь! Она была выше и купола как видите не было, был высокий «шпиль». Такие церкви называются Шатрового типа. Колокольня как я понимаю была в центре (под шатром…).
Колокольню делал Богородицкий мещанин, каменщик Медведев в 1869 г (Тульские Епархиальные ведомости №13 за 1872 г). Финансировал Шишков.
Шишков привез его из Богородицкого уезда, где у них было имение (имений у них было много, в том числе в Липецкой области…), сам Николай Александрович Шишков начав строить большую церковь в селе  умер 10 января 1854. Жену похоронил у нас в Архангельском, перед постройкой. Я думаю, что и церковь он начал строить в память о своей супруге. Колокольню он уже не успел построить, близкие родственники — сын двоюродного брата Андрей Николаевич Шишков и другие родные, завершили постройку.

Обратите внимание на крышу, были «башенки» c двух сторон, а возможно  с трех…(ее просто не видно). Хотя честно говоря,  с противоположной стороны… что то кажется было, если внимательно посмотреть, то  правее левой башенки, тень показывает на какое то сооружение…
Фотография сделана  от военкомата, овраг еще не был засажен деревьями, здания коммунального хозяйства еще не было….
Смотрю на фотографию и думаю, для меня загадка. Собралось много народа, это что, готовится крестный ход? По поводу чего? Это было интересное время, в Москве к примеру перед этим (1931 г) взорвали Храм Спасителя…
Не меньше вопросов возникает по поводу башенок, их видно только две. Думаю, их должно быть четыре, не знаю, я в этом не специалист, может и такое количество бывает. Одни вопросы! Боюсь ответа не найдем.

Я склоняюсь к тому, что на снимке показан последний вздох нашей церкви. Перед этим в стране проходили съезды Безбожников, в Туле на Чулковской площади жгли иконы, вся политика была направлена на это… Я отдаю должное, что так долго в районе не трогали церкви. Снимок сделан во второй половине дня ( тени отбрасываются уже ближе от запада), короче, я думаю, что купол стоит последний день или дни. Кто то держит в руках хоругвь (церковное знамя), ощущение, что готовится крестный ход, ворота закрыты… много любопытных… Нам приходится только гадать!

Хочу еще напомнить, мало кто знает, что в этой церкви во время войны располагался военный госпиталь, через дорогу — районная больница была полна под завязку. Короче, здание церкви повидало не только церковные службы…

Уникальная фотография, которую тоже сохранили  Животковы! Kadnoe
Эта церковь стояла в с.Кадное. Как видите, она в целости и сохранности. Такой фотографии вы нигде не найдете….

DSC_0152

Эта церковь в Черкассах. Единственная церковь в районе которая выстояла все невзгоды…
Посмотрите какая красота……

423488_cr с.Архангельское.
Вид нашего села в 50-е годы!
Наш «Пятачок» !
Хорошо видна (от центра — чуть правее) Архангельская богодельня в экономии Селезнева, содержимая на его личные средства. Здание как видим отапливалось. В разные годы там проживали разное количество людей, к примеру в 1903 году было 14 женщин, в 1906 году — 17 призреваемых женщин, в 1914 году — 8 женщин. Богодельня —  заведение для содержания нетрудоспособных лиц (престарелых, немощных, инвалидов, калек)… Они были на полном содержании.

6

с.Языково. 1958 год.
Страна впервые празднует День советской молодежи.

Tут можно посмотреть еще Языковские фотографии и почитать о селе.

Познание нашего края, факты!

Я не буду описывать как жили в нашем краю люди при царе, сам не жил в то время, а сочинять зачем?
Вся информация  из  архивных документов. Вот к примеру, прочитал в Ревизских сказках, что помещица  села Богословка Нестерова (дев. фамилия Сахарова), много дарила крепостных крестьян другим нашим помещикам. Наверно от душевной щедрости или еще по какой причине, я сказать не могу, но не спросив согласие у крестьянина, а ведь у него была семья, дети… И крестьяне переходили в собственность  Свечина, Филиппа Колычева, Николая Александровича Шишкова, которые жили в другом селе. Вот и судите сами, как крестьяне жили. Наверно и они должны переселяться в другое село. Это еще ничего, уже в конце 1890 годах, когда уже отменили крепостное право, часто по суду крестьян за провинность просто пороли (секли). Часто крестьянин не выдерживал такого позора и накладывал на себя руки.
Дети очень рано начинали взрослую жизнь. К примеру, помещик видимо сам подыскивал жениха или невесту. Как правило, если они были из разных сел, то села как правило принадлежали одному помещику, к примеру жених был из с. Архангельское, а невеста  из села Никольское на Озерках (Языково), то эти села принадлежали Селезневым. Были и другие случаи, когда помещики договаривались и женили своих крепостных из разных деревень, то как правило, я заметил, что они обменивались. Жених из одного села, то следующий раз брали жениха откуда невеста, и наоборот. Женили очень рано!
К примеру, венчали жениха 15 лет, а невесту — 14 лет. Так было часто в деревнях! Вот как это описывают в Метрических книгах (1809 г, месяц ноябрь): » венчан приходу сей церкви деревни Колычево, того помещика Кнорринга, крестьянский сын отрок Федосей Михайлов 15 лет, на евоян крестьянской девке Матрене Андреевой 14 лет, венчали сей церкви». Стоят подписи священника и пономаря. Фамилий еще не было, поэтому трудно сказать что либо о молодоженах.
Тоже самое и в дер Подлозинки, где числилась владелица  помещица Настасия Петровна Свечина, венчали крепостную девку 15 лет, а жениха -14 лет из той же деревни.  Не всех конечно так рано венчали, но часто. Рекорд побил помещик села Архангельское, Иван Петрович Свечин, его крепостных венчали в 1816 году, жениху — 16 лет, а невесте — 13 лет! Читая Метрические книги, о умерших, часто ловишь себя на мысли, что  в то время часто умирали зимой от удушья. Заслонку в дымоходе закроют рано, что бы тепло не выходило или что то другое, но факт на лицо!
В Долгих – Лесках похоронена княжна Волконская, я почему то думал, что она там делала? В моем представлении, князья и княгини должны жить в городах  и больших дворцах, но не в деревне… Потом понял, что в большинстве случаев, особенно летом они жили в сельской местности, это как  сегодня на даче.
Много фактов можно почерпнуть из метрических книг. К примеру меня поразил факт, что у нас в Архангельском (в начале 1900-х годов), в местной церкви часто упоминается княжна Кугушева.
Она была восприемницей т.е. крестной матерью многих крестьянских детей при крещении. Не знаю, это была благотворительность, ведь было положено дать на “зубок”, или так она коротала время, больно часто встречается в метрических книгах. Оказалось, княжна Анна Александровна Кугушева – это (четвертая) жена  князя Сергея Михайловича Голицына. Она приезжала летом в Архангельское к Селезневым, наверно купалась в Шишковском пруду. Ее мать, Надежда Дмитриевна была замужем за князем Кугушевым и доводилась Николаю Дмитриевичу Селезневу родной сестрой. Я не удержался, навел справки о ней, она прожила большую, длинную жизнь, умерла в 1950 году и похоронена в Швейцарии вместе с мужем. В голову приходят разные мысли и то, что мир тесен пускай даже косвенно…
А вот другой факт! В 1869 году в селе Архангельское крестили младенца Зинаиду. Ее родители, как написано в Метрической книге, был Австрийский подданный, артист Франц Мартынович Бауер, — Римско – католического вероисповедания и законная жена его приходская владетельница Мария Дмитриевна Бауер, — православного вероисповедания. Меня заинтересовала эта пара.
Оказалось, что это известный музыкант, который после  окончании Венской консерватории  в 1851 году, поселился в Петербурге. Уже на следующий год он играет перед  Императором Николаем I . За это выступление ему был пожалован Бриллиантовый перстень. Давал уроки царской семье!
Часто гастролировал по стране вместе с женой. Выступал с ней дуэтом! Мария Дмитриевна  играла на гармонифлюте (род фисгармонии), и со своими дочерьми – певицей Зинаидой ( что крестили в нашей церкви села Архангельское! Выросла – стала певицей..) и пианисткой Антониной. У них был и сын Евгений Бауер, который был известен как – русский кинорежиссер, театральный художник, оказавший большое влияние на эстетику российского кинематографа начала 20 века.
Мне вот интересно, родилась Зинаида у нас во время гастролей или  приезжали только крестить.
Оказывается  девичья фамилия Марии Дмитриевны была Петухова. А в Метрической книге восприемниками при крещении  младенца был ее брат, Ефремовский купеческий сын Николай Дмитриевич Петухов и Чернского уезда прихода Спасского сельца Яковлева, помещик Владимира Ефимович Махотин и жена Наталья Николаевна. В любом случае, семья Бауер интересна. А про помещика Махотина, его отца и брата можно почитать дополнительно на сайте , очень интересный материал про них.
Короче, в нашей церкви с.Архангельское крестили будущую артистку оперетты, сопрано, певицу  ( Бауэр Зинаида Францевна). Нашел даже ее фотографию 1890 года, но нигде нет даты рождения и смерти артистки. Можно смело писать — родилась  5 апреля 1869 года (крестили 14 апреля).
В нашей церкви крестили крестьянских детей и барон Иван Гаврилович Черкассов, князь Александр Сергеевич Гагарин, была в церкви и крестила  потомственная дворянка Софья Александровна Ильинская. В 1899 году отметился в церкви и принял участие в крещении дворянин Николай Дмитриевич Селезнев, с ним была баронесса Мария Александровна Будберг. Так что, кроме Николая Дмитриевича Селезнева, по нашим улицам села ходили и другие именитые люди. К примеру, барон Иван Гаврилович Черкассов был член III-ей Государственной Думы, его мать была урожденная Левшина, кстати она сама была в с. Архангельское в церкви 1894 году.
Или еще пример: 20 мая 1913 года у потомственного дворянина – врача Архангельской земской больницы Ефр. Уезда Владимира Никоноровича Берсенева и законной жены Софьи Сергеевны родилась дочь Тамара. Крестили у нас в селе Архангельское, восприемниками были потомственный дворянин Павел Сергеевич Сухотин и вдова дворянка Екатерина Лукьяновна Фон – Келлер.
Павел Сергеевич Сухотин родился рядом в Чернском уезде, но тут было много родни. Он доводился правнуком помещику Николаю Петровичу Сухотину, который владел раньше д.Овечьи Воды, а также близкий родственник жене Бобарыкина… Павел Сергеевич  был поэт, прозаик, драматург, писал сказки… Известный по тому времени человек. Уже в 1909 года вышла первая его книга стихов.
Книги его издавались и пьесы шли на сценах московских театров, но все это было при жизни писателя. Потом наступило забвение. Забыли его!
В этих Метрических книгах, можно узнать про других лиц, который жили и работали в нашем краю. К примеру, в 1887г. Врач Ефремовского земства при Архангельской больнице работал Коллежский асессор Нил Иванов Сахаров ( у него и его жене Елизаветы Кирилова, родилась дочь Анна…).
Или фельдшером Архангельской земской больницы был Николай Александрович Крапивский (или Крапивенский, плохой почерк…). Об этих интересных фактах можно много писать, я только прочитал в Метрических книгах Богословский и Архангельский приход,  а их много.

Читая Метрические книги, Архивные материалы, я ни разу не встретил названия дер. Бутырки, что рядом с дер. Колычево. Везде, коренные жители дер Бутырки, указаны как жители дер.Колычево. Правда, несколько раз  в Метрических книгах, эти фамилии упоминаются как жители Колычевского Хутора. Вот уж не знаю, откуда взялось название дер. Бутырки. Это скорее всего стало после Революции. Первые колхозы, в каждой деревне были отдельно. Бутырки не исключение, в этой деревне сосуществовал свой колхоз. В детстве, я помню большую деревню. Дома шли почти до самого хутора, где росла черемуха. Это место мы так и называли – Хутор.
До революции в нашей местности  было распространено название «СЛОБОДА”. Вместо слова деревня, употребляли – слобода. Короче,  название дер. Бутырки, можно сказать пошло после  революции. Почему так прижилось это название – неизвестно. Хотя, свое мнение есть, но зачем гадать? Впервые название дер. Бутырки, встречается в первых номерах районной газеты в 1931 году! Газета называлась «Путь колхозника».

Обсуждение закрыто.

error: Content is protected !!