ГЕНЕАЛОГИЯ

 

Здесь были записи с Тульского архива, метрические книги… Все удалил!

Хотел продолжить эту тему. Но не вижу смысла.  Мормоны открыли сайт, где можно найти ревизские сказки Ефремовского уезда, Исповедальные ведомости, метрические книги за 200 лет. Где можно прочесть кто родился, кто женился, кто умер… Я уже долго сижу, читаю, скачиваю. Кстати кому лень искать и скачивать, приезжайте ко мне с флешкой, скачаю вам всю информацию по с.Богословка, д.Гнилые Озерки, д.Овечьи Воды. Короче, по Богословскому церковному приходу, есть записи и по Архангельскому приходу!
На сайте кроме Ефремовского уезда, есть Чернский , Белевский…

Вот сайт, только регистрируйтесь и флаг вам в руки. Короче, было бы желание и руки росли из правильного места!
https://familysearch.org/search/catalog/752387?availability=Family%20History%20Library


МОЯ  РОДОСЛОВНАЯ  или ОТКУДА МЫ ПРИШЛИ? КТО МЫ?

Пришло время, когда начал осознавать своё “Я”.  Кто я, откуда, кто мои предки? Наверно это приходит большинству, только одним рано, другим поздно, а есть кому совсем не приходит это.

Ко мне это ‘’Я “, пришло довольно поздно. Хотя  об этом думал раньше.

Мой рассказ о предках покажется многим никому не нужной трухой. Конечно не графья, в сапогах не ходили, а ходили в лаптях, хлеб выращивали. Не хочется быть Иваном, родства не помнящий, или невозможно понять, как же это так — забыть свои корни. Поэтому и пишу…

Деревней Гнилые Озерки и селом Богословское Ефремовского уезда владела полковница Варвара Стратоновна Нестерова. Правда в Богословке были еще одни владельцы — помещики Игнатьевы, но мои предки были крепостными не у них. Варвара Стратоновна, дочь Стратона Ивановича Сахарова, была замужем за Иваном Григорьевым сыном Нестеровым, служившем, вероятно, в Императорском сухопутном шляхетном кадетском корпусе в Санкт-Петербурге.  Отец Варвары Стратоновны, С.И.Сахаров, надворный советник, в селе Богословское построил в 1799 году предел. Церковь была двухпрестольная, каменная, двухэтажная, покрыта железом, как и колокольня.  Кроме села Богословское, Стратон Иванович принял активное участие в церкви  в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Эта церковь стоит и сейчас, вернее ее развалины, на правом берегу реки Красивой Мечи в тридцати верстах от Богородицка и от Ефремова в селе Рождествено. Я бы не писал об этом селе, если бы не далеко от него, он не населил еще одно поселение  под названием Сахаровка. Жителей он пригнал из нашего села Богословское и еще из Рязанской губернии, кстати переселял не один раз. А так как  девок было мало, он приказал воровать их  из соседних деревень. И – воровали! Ночью украдут, ночью по приказу барина и перевенчают, попы боялись барина, да и хорошо их награждал.
Переводила крестьян из одного села в другое и его дочь Варвара Стратоновна. Хорошо это показано в ревизской сказке за 1811 год, там много крестьян было переведено из с. Богословское и деревни Гнилые Озерки в Сахаровку. Некоторых своих крепостных она отказала помещику Свечину, прапорщице Вокщеновой.
Стратон Иванович Сахаров и дочь его вдова полковница Варвара Стратоновне Нестерова, заботились о церковном благолепии и были первыми устроителями и жертвователями церкви. Стратон Иванович  знал полковника Свечина Михаила Ивановича, поручика Шишкова Николая Ивановича, так как были совладельцы деревни Каменная и Каменные Воды.  Скончался Стратон Иванович 1 июля 1803 года, по наследству в 1804 г. все перешло его дочери. Все это я беру не из головы, а из документов. Подробности описываю потому, что стараюсь понять, как жили мои предки. А они были крепостными у помещицы Варвары Стратоновне и жили в селе Богословское. ( Сейчас село называется — Богословка).
Надо признать, жизнь в селе Богословское была другая, она кипела и шумела. Если взять документы за 1824год, то в селе родились 31 мальчик, 26 девочек (всего 57 человек). Бракосочетавшихся за год было 17 пар, т.е 34 человека. Умерших — 19 мужского пола и 16 женского (всего 35 человек). Причем умерших взрослых — 9 человек, а младенцев — 26 человек . Как видим родилось больше чем умерло. Сейчас  и райцентр такими цифрами похвалиться не может, тенденция идет наоборот. Но детская смертность конечно зашкаливала. Что меня удивило,  церковь часто венчала женихов 17 летних , а невест 16 летних. Этот возраст нормальный, мне попался документ за 1816год, у нас в с. Архангельском венчали жениха -16 лет, невеста -13 лет!
Фамилии богословские крестьяне получили в основном во время отмены крепостного права. Но некоторые фамилии с.Богословское мне попались и раньше, к примеру в ревизских сказках за 1816 год упоминаются крестьяне Забельниковы, Лосевы, Цапины. Я не беру в расчет однодворцев, они отчитывались как и помещики, поэтому имели фамилии. А вот крепостные крестьяне долго были бесфамильными. Хотя это наверно зависело от их барина или барыни. К примеру крепостные крестьяне деревни Колычево в 1834 году имели фамилии, а рядом стоящая деревня Никольская, Крутой колодец тож (по современному – дер.Шишковка) была без фамилий. Хозяева были разные, в дер. Колычево хозяйничала генерал-лейтенанша Варвара Владимировна Кнорринг ( барон Кнорринг – третий муж Варвары Владимировны. Первый муж – Колычев, второй – Рахманов). Шишковка в это время принадлежала господину сенатору,  действительного тайного советника, кавалера орденов…Алексею Захаровичу Хитрово. Другой владелец был- поручик Николай Алексеевич Маслов, а до него – его отец Алексей Андреевич и его дочери, по наследству крестьяне поручику достались в 1801 году.  В целом кто владел населенными пунктами, надо читать ревизские сказки, там часто даже упоминают и малолетних владельцев. Читая архивные документы, я усвоил на всю жизнь, что детская смертность в то время зашкаливала. На первом году жизни умирало 75-80 процентов младенцев. Бабы рожали, дети умирали, они опять беременели и так по кругу… Я с начало стал выписывать родных,  кто умирал в младенчестве, потом перестал. Если бы я был верующим и в церкви оставлял бы записку кого батюшка должен помянуть, то думаю несколько страниц ушло бы на имена. Ну, вот посмотрите сами:

— у Дмитрия Акимова Николаева  1 января 1909 г умерла дочь младенец Параскева,  (видно близняшки).
— у Дмитрия Акимова Николаева  23 ноября 1909 года умерла дочь Матрона. Возраст 1 год от кори.
— у Петра Акимова Николаева 25 июля 1908 года умер сын Симон . Возраст – ½  года, от кашля.
— у Ивана Ивановича Николаева 25 июля 1900 года умерла дочь младенец Евдокия, возраст  4 месяца.
— у Ивана Иванова Николаева 31 августа 1908 г умер сын Иоанн. Возраст ½ года, от кашля
— у Ивана Иванова Николаева 9 сентября 1912 года умерла дочь Пелагея. Возраст 4 месяца от поноса.
— у Ивана Иванова Николаева 6 июня 1914 года умерла дочь Евдокия, возраст 10 лет от поноса.

И так далее и так далее, можно писать по любому родственнику…Осмысливая прочитанное, не могу промолчать и другой факт. В те времена  своё нравственное и хозяйственное воспитание девица получала в семье и церкви, наверно это можно сказать и про парней, все ходили в церковь, все были набожные. Но вот болезнь сифилис  процветала, часто солдатки, у которых мужья были в армии, рожали не законно рожденных… Хотя это можно понять, жизнь прожить не поле перейти…
Хозяева моих предков тоже менялись. В 1850 году принадлежали губернской секретарше вдове Александре Николаевне Голубицкой. К 1861г, когда отменяли крепостное право, они были крепостными помещицы Просковьи Николаевны Сомовой, статской советницы, она была женой Сомова Иосифа Ивановича (1815 — 1876), математика, академика.
Когда рождался мальчик, то все радовались, так как с его рождением увеличивался земельный надел и, как следствие этого, повышалось благосостояние семьи.
При крещении младенца восприемница снабжала его рубашечкой и головным убором, а восприемник – крестом. Каждый из них одаривал родильницу и ребенка подарком, который назывался на зубок .

Крестными обычно были родственники. После крестин устраивалось угощение с чаем и вином для причта, кумовьёв и повитухи. После крестин все женщины – односельчанки считали своим долгом навестить родильницу и принести ей что — либо на зубок: булки, яблоки, блины и т.п.

Кормили грудью ребенка три поста, т. е. около двух лет, после чего кормить грудью считалось грехом. В перерывах давали соску – завязанный в тряпицу жёванный ржаной хлеб. Если ребёнок был беспокойный, его поили маковым настоем.

С двух лет ребёнок садился за стол со взрослыми и ел щи, черный хлеб, кашу, пил чай и квас. Сладостями детей радовали только в праздники. Одевали детей, как правило, в старую одежду – новая шилась к Пасхе.

Но я отвлекся, вернусь в село Богословское.  Прямую нашу ветвь удалось проследить за два с лишним столетия. Даже понять откуда пошла наша фамилия.
Короче, жил в селе Богословка крестьянин, звали его Николай, по батюшке Михайлов (родился приблизительно в 1754 году). Я не знаю, а история умалчивает все подробности, но он воспитывал пасынков. Первая жена Пелагея Пименовна умерла в 1785 году. Когда умерла его вторая жена Пелагея Сергеевна не известно. По документам она была немного старше второго мужа. Пасынки Терентий, по батюшке Андреев, по современному Терентий Андреевич и Фадей Андреевич жили в месте с отчимом Николаем Михайловичем Цапиным. Пришло время, пасынки поженились и у них родились дети. У Терентия Андреевича родился сын Вукол и сын Гаврил, а Фадея Андреевича – сын Василий. Я потом напишу про их жен и матерей. А пока они росли и пришло время отмены крепостного права, жизнь потребовала к имени и отчеству добавить фамилию. Дед Николай Михайлович умер в 1833 году, в возрасте 79-80 лет.  Как бы то не было, но что бы кто то  прожил дольше этого долгожителя  в селе — я не нашел.  В целом крестьяне редко доживали до 60 лет, по пальцам можно посчитать. Сыновьям Терентия Андреевича и Фадея Андреевича дают фамилию Николаев. По имени деда, пускай не родного, но вырастившего их отцов и самих внуков до женихов.
Когда умер дед, внуку Вуколу было 20 лет. Вот от этого Вукола и пошла моя прямая ветвь, вернее от Терентия Андреевича, но Вукол Терентьевич имел фамилию уже Николаев. Хотя я подозреваю, что  и Терентий Андреевич получил такую же фамилию. В начале  19 века крепостные крестьяне имели фамилии, но затем несколько десятилетий значились бесфамильными. Постоянные фамилии жители села получили позже, вначале второй половины 19 века. Это видно по всем приходам и было повсеместно. Почему так получилось — трудно сказать!  Короче, наша ветвь получила фамилию от имени отчима. И не надо искать в фамилии какие то высокие значения, все просто. Мы получили, от имени отчима, другие от прозвища , третьи…
Я спрашивал жителей села Богословки, кто там родился, насчет фамилии Цапин. Все мне ответили, что  Цапины жили в селе до самой перестройки 90-х годов, потом кто уехал, кто умер… Я это пишу потому, что у Николая Михайловича Цапина были родственники в селе. В ревизских сказках того времени всегда перед описанием двора Николая Михайловича, описаны другие Цапины.
А вот были ли дети от первой жены, мы не знаем.
Были использованы документы: Исповедальные ведомости 1862 года, ревизские сказки 1834 года, исповедальные ведомости 1817 года, ревизские сказки 1816 и 1795 года! Метрические книги разных годов (всего я насчитал более 40 годов, царского времени)!
Наверно начать нужно с Терентия, (прапрапрадед!) по батюшке Андреев, который проживал два столетия назад в с. Богословка.
Жена его, Домна Иванова. (по Ревизской сказке 1816 года ей было 40 лет, а Терентию — 42 лет).

Дети их:
Екатерина -17 лет.
Анисья, девица 15 лет.
Устинья, 13 лет.
Вукол, 6 лет! Родился в 1811 году, данные за 1817 г. (мой прапрадед!)
Другой пасынок – Фаддей Андреев (34 года), жил с женой Евдокией Трофимова (25 лет), одним двором с братом Терентием и дедом Николаем Михайловым. Фадей очень рано овдовел и в 1809 (28 сентября) женился второй раз. В ту пору ему было 25 лет, а невесте 17. Но надо отметить, что у Терентия был еще один сын — Гавриил. Он на 3-4 года младше Вукола .  За  1866 год нашел запись, что  умершего крестьянина собственника Данила Гаврилова Николаева (значит у Гаврила был сын Данила, не путать с Данилой Вуколовым) и его законной жены Пораскевы Агафоновой (дев. фамилия  Гришина,) родился сын Феодосий, 8 января 1866г. Незаконнорожденный. Через год, а именно 17 ноября 1868 г, вдова Пораскева Агафонова Николаева родит еще сына — Платона. Незаконнорожденного. Видно пошла в разнос…
А у Фадея Андреева был сын Василий. Тут голова начинает кружиться от переизбытка родственников. Я бы их совсем опустил, если бы в последствии не появилась невестка Вукола. Я даже заглянул в толковый словарь Д.Н. Ушакова. Где прочел, НЕВЕСТКА — НЕВЕСТКА, невестки, жен. жена брата или жена сына (для матери последнего) или жена одного брата для жены другого брата (употр. также вместо сноха, золовка, свояченица). Тут недалеко от удара в голову, и машинально отгоняю мысли, все равно прямая линия от Вукола, но других родственников забывать нельзя. Можно просто нарисовать дерево и линиями указать, кто кому приходится родственниками. Я видал такие деревья, на мой взгляд они сухие, набор имен ничего не дает. Как бы мертвое это все.

Прошло 45 лет! Отменили крепостное право. На дворе 1862 год!

Тот же двор, вот его жители: Глава семьи – Вукол Терентьев Николаев, 51 год
Жена 2-ая, Фекла Михайлова, 31 год (как видим, на 20 лет моложе).

Дети от 1-ой жены:
девица Олимпиада, 18 лет. (на 1862 г)
(первая жена — Меланья, в 1834 году по Ревизской сказке в марте ей было 24 года).

Дети от 2-ой жены:
Jоакимъ (Аким), 11 лет. Родился 4 сентября (крестили 10 сентября) 1850 г.
Зиновий, 7 лет.
В 1873 г (7 мая, крестили 8 мая) родился сын Иоанн (Иван). Восприемники были Аким Вуколов Николаев и законная жена Анна Амвросиевна (предполож. девичья фамилия Семина) . Прожил Иоанн — 1 месяц и 8 дней. Умер!

Невестка Вуколова, Марфа Борисова Николаева, вдова по 1-му браку, 49 лет (данные на 1862 г).
Внук ее Иван Данилов Николаев – 3 года. Значит он приблизительно с 1859 года рождения.
Когда вырастит и женится, то жена будет Евгения Михайлова.   Впоследствии у него родится сын Иван.

Потом я нашел документ, что Иван Данилов Николаев умер в возрасте  в 49 лет, в 1904 году, т.е выходит он с 1855 года рождения. Короче, раньше сильно не переживали, с какого они года, пенсий раньше не было, писали со слов родных и близких, никто не проверял.
Насчет Данила, я долго не понимал, от кого Иван Данилов и кто такая невестка Вуколова. Нашел! Оказывается у Вукола был сын Данила. Нашел, что еще у Данила  была дочь Акилина, которая второй раз выходила замуж в дер. Каменная (вероятно это Сапроново) в 1861 году. К этому времени она была уже вдовой  и Вукол Терентьев  гулял на ее свадьбе.  В этот год 17 марта 1861 года у Данила Вуколова родился сын Захар. О нем ничего не нашел (или плохо искал), зато про другого сына Ивана (Иван Данилов) много информации.

У Ивана Данилова Николаева и жены Евгении Михайловой, 4 февраля 1884 г. родилась дочь Анна. Но это не все! 5 сентября 1887 г. родятся близнецы Михаил и Елизавета, а 7 февраля 1894 г. родятся еще близнецы Евдокия и Марина, а 5 мая  близнецы умерли, прожив три месяца. Как написано — от младенческой. Что это за болезнь, для меня загадка. У большинства умерших младенцев такой же диагноз. Хотя в 1894 свирепствовал тиф. Сколько всего было и выжило детей у Ивана Данилова установить точно не удалось.
В целом по церковному приходу, цифры, что писал выше, сколько родилось, сколько умерло в 1824 году, теперь выглядят смешными. Через 70 лет рожать стали больше, если было 57 человек, то теперь 81. а умерло почти в два раза больше, было 35, то в этом 1894 году — 68 человек. Несмотря на все болезни, народ плодился и гулял.
Дочь Акима Вуколовича Николаева девица Евдокия, становится крестной у своих родственников Семиных, у них 5 июля родился сын Сергей! Крестным становится Михаил Ильин Забельников.
У супругов Евдокии Акимовны и Ив.Ив.Наумова в 1899 году родилась дочь Наталия, но это не все —
в 1901 г. 3 декабря, у Евдокии Акимовны и Ивана Ивановича Наумова рождается сын -Николай.
Восприемники: д.Грязной, Новосильского уезда, Дмитрий Алексеев Наумов и девица с.Архангельское Анна Никифорова Широкова. Кстати, Евдокия Акимовна вышла замуж за Ивана Ивановича Наумова в 1896 году. Иван Иванович Наумов жил в д.Колычево, через много лет, в конце 1920-х, сын Акима (мой дед Стефан), переедет из с.Богословка в д.Колычево, поближе к родным, видно деревня ему понравилась. А может по молодости, когда бегал по девкам, и часто гостив у тетки в деревне Колычево, заприметил свою будущую жену…
В целом с родственниками надо долго разбираться, с нами роднились Забельниковы (Сергей), Кулешовы…
При обилии множества детей, сейчас трудно это восстановить, спустя сто лет…
Я отвлекся, возвращаюсь на свою ветвь.
Иван Данилов Николаев умирает в 1904 году 1 июля. Похоронен на Богословском кладбище 3 июля.
Незадолго до этого, в том же году, т.е. 1904 году 28 января, выходит замуж дочь Ивана Данилова Николаева девица Наталия. Жених села Богословского Иван Захаров Лосев, сын того же села Захария Пименова Лосева. Первым браком. Среди поручителей был Иван Иванов Николаев. Кстати, у Ивана Ивановича Николаева, в том году, 9 октября (крещ.10) родилась дочь Анастасия.
Впоследствии, Аким, будет моим прадедом!  Как писал выше, родился 4 сентября (крестили 10 сентября) 1850 г. По современному это читаться будет так — Аким Вуколович Николаев. Мать — Фекла Михайлова (2-ой брак)
Оказывается у Акима был еще сын — Петр!

10 июля (крещ.11) 1904 года у крестьянина Петра Акимовича Николаева и его законной жены Мавры Прокопьева (девич. фамилия Лосева) родилась дочь Мария. Восприемниками были: Дмитрий Прокопьевич Лосев и Иван Александров Иванов. ( Эта дочь Мария потом будет женой Петра Ивановича Наумова жителя д.Колычево. Мария Петровна будет доводиться племянницей Стефан Акимовичу, а моему отцу — двоюродной сестрой). В итоге, дети Евдокии Акимовны и Петра Акимова  поженятся, т.е дочь Петра Акимова Николаева — Мария, выйдет замуж за Петра Ивановича Наумова, сына Евдокии Акимовны ( Петр Иванович родился в 1897 году). Потомки этого Петра Ивановича Наумова живут (жили ) в г.Богородицк. Связь потеряна.
Если философски подумать, то человеческий век короткий, родные отдаляются. Поколения меняются. Одно поколение принято считать в 30 лет.
Когда близкие, родные люди спят можно сказать со своими родителями в одной постели. То уже через два поколения ( а это каких то 60 лет), их связывает только дай бог щемящая грусть, да память, иногда и этого нет… Поздно понимаешь , что никогда ничего не вернуть.
В 1911 году  у крестьянина Богословки Петра Акимова Николаева и его законной жены Мавры Прокопьева  родился сын Иван, восприемниками были Дмитрий Иванов Семин, крестьянин Сергей Марков Лосев жена Пелагея Никаноровна. Потом об этом Иване сведений нет.
Жена Акима Вуколовича Николаева – Анна Аврамовна умерла 1 января 1906 года.
Сам Аким Вуколов Николаев умер 17 января 1909 года. Похоронены они на приходском кладбище.
Жили они не заморачиваясь, сколько им лет и сколько прожили. Я нашел в метрической книге, что Аким Вуколов родился в 1850 году, умер в 1909 г, значит прожил 59 лет. А в книге умерших за 1909 год написано, что прожил 61 год, значит никто не проверял их же запись, а написали со слов родных…
У прадеда Акима было три сына: Стефан, Петр и Дмитрий!
Но мы забыли про дочь Акима Вуколова.  В книге бракосочетавшихся за 1912 год читаю, 9 мая невеста: Мария Jоакимова (Акимова) Николаева дочь крестьянина того же села Jоакима Вуколова Николаева православного вероисповедования. Жених: сельцо Овечьи Воды крестьянин Иван Николаевич Жиликов, сын крестьянина того же села Николая Феофана первым браком.  Поручители от жениха: сельца Овечьих Вод крестьяне Филипп Феофанов Жиликов и Андрей Феофанов Жиликов. (Занавес закрылся, через 70 лет потомки Жиликовых будут жить  рядом с моим домом в моей деревне Колычево… Я даже и не догадывался…). По невесте поручители: села Богословское крестьяне Стефан Владимиров Лосев и Матвей Козьмин Забельников.
Мария Петровна (дев фамилия Николаева) потом выйдет замуж за Петра Ивановича Наумова (д.Колычево), что писал выше, выходит по родственному они были двоюродными.
Наша ветвь пойдет дальше от Стефана.

Дед – Стефан Акимович!  (родился с.Богословское, 26 октября 1887-1961), женился 29 июля 1914 года в возрасте 26 лет, невеста — возраст 21 год ( видно записали со слов, по документам она старше).
Жена Ефросинья Ефимова Бурова (родилась д.Колычево, 13 августа 1889 г — 1942 г). На свадьбе восприемниками т.е свидетелями  были со стороны жениха Петр Акимов Николаев (брат) и крестьянин сельца Овечьи воды Иван Николаев Жиликов (муж сестры), со стороны невесты — села Архангельское крестьянин Михаил Ефимов Гаврилов и Михаил Ильин Буров. (P/S подозреваю, что фамилии перепутаны наоборот, Михаил Ефимов не Гаврилов, а Буров т.е «Бородуля»). 
У Стефана Акимова были еще 3 сестры.
Про одну сестру написал выше — Мария, которая вышла замуж за Жиликова, другая — потом жила у дочери по фамилии Макарень в Москве, третья — Евдокия Акимовна Наумова, жила в селе Архангельское, в 1905  5 октября, у Евдокии Акимовны и ее мужа Ивана Иванова Наумова родится сын Сергей. Восприемникими были: дер Грязной Александр Димитриев Наумов и дер Колычево девица Мария Иванова Наумова.
А в 1910 году Евдокия Акимова была уже вдовой. В этот год она крестила дочь Анастасию у своего брата Дмитрия Акимовича. Крестным был Иван Иванович Николаев, который жил в селе Богословка. Про брата Стефана Акимовича, Дмитрия, можно сказать, что в 1907 году 11 марта (похоронили 13 марта) умерла жена в возрасте 29 лет Ирина Филипповна. Ровно через 8 месяцев он женится второй раз. 11 ноября 1907 года сыграли свадьбу. Крестьянин Дмитрий Акимович Николаев, сын крестьянина того же села Богословское Акима Вуколова Николаева в возрасте 31 года, женится вторым браком.
Невеста из прихода с.Кадное крестьянская девица Мария Иосифовна Русская, дочь крестьянина Иосифа Никитина Русского, православного вероисповедания первым браком. Марии было только 23 года! Поручителями были по жениху: села Богословское крестьянин Иван Иванович Иванов и Иван Иванович Николаев.
По невесте: села Остропята, деревни Игнатьевки крестьянин Павел Лаврентьевич Крандашев и села Кадное Иван Иосифович Русский.
C Иван Ивановичем Николаевым я стал путаться. В сентябре 9 числа 1912 года у него умирает дочь Пелагея в возрасте 4 месяцев. Похоронена 11 сентября. Незадолго до этого, а именно 28 июля 1912 года  родилась Мария у крестьянина Дмитрия Акимова Николаева и законной его жены Марфы Иосифовны. Восприемники: сельца Овечьи Воды (? прочесть слово не удается, пробита дырка для шнурка..)Иван Николаев Жиликов и деревни Родионовки крестьянин Борис Иванов Еремин жена Пелагея Иосифовна.
Дети Стефана Акимовича:
Cын — наш отец, Михаил Стефанович.
Три дочери: Анна (в замужестве Сурова), Наталья (в замужестве Васильева) и Мария(Маня), которая  погибла на трудовом фронте, при бомбежке. Рыли окопы, прилетели немецкие самолеты, бомбили. Так и осталась лежать на земле…)

Отец мой – Михаил Стефанович Николаев. (1920 -1974). Потом в архиве выяснил, что он с 1919 года. Жена его Анна Никитична Волкова (1915-1977). О нем я напишу позже. Их дети:

дочь Александра (1948). Сын Владимир (1952), Николай (1958-2015)

Михаил  Стефанович Хорошилов (1936 -2009), пасынок.

По мужской линии род Николаевых продолжается! У моего сына Михаила (1984 ) родилось еще два сына…Думаю, моя информация будет пополняться и  пригодится моим внукам.

Примечание:
В селе Богословка проживал еще один Иван Иванович Николаев (1896 г,) у которого  был сын Александр, который погибнет в Великой Отечественной войне (1920-1942) г. В донесении о погибшем, была указана его  сестра — Анна Ивановна. Предположительно, по непроверенным данным у Ивана Ивановича была еще дочь Александра (28 мая 1928г, которая потом жила в пос. Новопетровкий, собирала и возила молоко…). Неизвестно происхождение этого Ивана Ивановича, если он с 1896 года, то он я думаю не мог быть поручителем в 1904 году на свадьбе и родиться у него дочь. Потом все пропустив через себя, я пришел к выводу, что Иван Иванович Николаев у которого погиб сын на войне и у которого была сестра Анна Ивановна, на самом деле от Ивана Ивановича Семенова и его жены Анны Агафоновой, у которых родились близнецы Параскева и Пелагея. Так вот одним из крестных отцов (восприемником) был Иван Иванович Николаев. В документах написано, что отец Иван Иванович, а мать Просковья Семенова. Я думаю, это Просковья, есть та самая дочь-близнец, Ивана Ивановича Семенова, крестным у которой был Иван Иванович Николаев. Но утверждать не могу!  Оказывается было много случаев, когда называли братьев в одной семье одинаково. Называли в церкви, по святцам, в семье никого не спрашивали как назвать. Возможно был еще один сын Иван, такое вполне возможно и часто было!
Еще остались загадкой сведения про Зиновия — брата Акима, он на четыре года моложе его. 

О нем я больше ничего не нашел, может он умер в детстве, а листы в метрических книгах не все, есть даже, где листы объедены мышами.
Sait
Ну вот и все, пишу и думаю, получился рассказ вместо иcследования, хотя замутил как мог. При первой возможности буду добавлять, хотя думаю этот рассказ-исследование надо переделать. Пускай чувства придут в спокойное состояние, все обдумать еще раз. Хотя результат не плохой, если учитывать, что до этого знал только имя и отчество деда — Стефан  Акимович! Больше ничего!
Съездил в село Богословское, село пропадает, осталось несколько жилых домов. Посмотрел на большой когда то пруд в центре села. Наверно этот пруд был  и в то время, когда в церкви шла служба, а мои предки ходили исповедоваться… Посмотрел на старое кладбище, где похоронено много  мне родных людей. А река времени течет и течет… Все пришло в запустение. 
Вообще всегда скептически относился к людям, которые стараются возвести свой род к несуществующим дворянским корням, а таких я видел и сейчас вижу.
Я не ощущаю в себе ни капли голубой крови, не страдал этим мой отец или брат, хотя почудить мы любили. Все Николаевы, бывшие мои предки, крестьянствовали, крепко стояли на земле при любых условиях. Милостыню не просили, в роскоши не купались, жили честно. 
Отдельно надо написать про деда Стефана Акимовича и отца Михаила Стефановича. Думаю напишу, не все сразу. Хотя для памяти черкану про деда немного. У моей тетки сохранилась фарфоровая кружка, которой более ста лет.
Ее привез из армии мой дед, вот она.

Kr_crКружка Брест-Литовского воздухоплавательного батальона. 
Завод Товарищества М.С.Кузнецова, село Вербилки Московской губ., 1913 г. На дне кружки надглазурная печатная марка Товарищества М.С.Кузнецова синего цвета: под Государственным гербом Российской Империи надпись по окружности в три строки: «Т ва / М.С.КУЗНЕЦОВА / Д. Ф.». Фарфор. Сохранность почти отличная.

Брест-Литовское крепостное воздухоплавательное отделение, позднее преобразованное в батальон, было учреждено 18 декабря 1901 г. На представленной кружке изображена эмблема Брест-Литовского воздухоплавательного батальона: крылатый якорь синего цвета, над ним буквы красного цвета: «БЛ.», слева от якоря — «В.», справа — «Б.». Под эмблемой — дата синего цвета: «1913.».
В этом воздухоплавательном батальоне служил дед!
Об остальном позже!
Сижу и думаю, в своей родной деревне я коренной житель, можно сказать Абориген! Дед переехал сюда в 20-х годах. Таких осталось, что пальцев на одной руке. Все коренные фамилии пропали. Кто умер, кто уехал, кто замужем и свою родную фамилию не сразу вспомнят.
Мог уехать и я. Даже один раз пытался.  Однако в реальности мне , как хреновому танцору, всегда что-то мешало. То дети маленькие, то что либо другое, все откладывал на потом. А, может просто с духом собраться никак не мог.
А село Богословское, откуда мои предки, и вовсе пропало. Наверно осталось два — три дома. И не вольно возникают мысли, а правильно ли жил? Ответа не нахожу! А от куда быть ответу, если встану утром, почесывая спину или что то другое, включу компьютер, телевизор давно не смотрю,  читаю и чувствую, в мире одни изменения, ну все не так…

Дед мой Стефан Акимович переехал в д.Колычево, как я понимаю поближе к родне. В этой деревне проживали его сестры, жена (Ефросинья Ефимова Бурова) тоже была из этой деревни.

Дед работал в разных организациях, в том числе и на пекарне. Наверно по договору, для колхоза шил и ремонтировал хомуты. Выходит колхозу помогал, но не вступал.

Немного отвлекусь от темы.

Вспомнил, что не все признавали колхозную власть. К примеру,  Гаврил Буров, не сдавался до самый смерти. Он жил на Каменке, потом купил дом на Шишковке, сколько помню, у них никогда не было в доме электричества. Ночами всегда горела керосиновая лампа. Не было и радио. Не знаю, это причина властей или они сами отказались от цивилизации. Но то, что был гордый дед — это факт! Работал сапожником, малограмотный, всю жизнь проходил в шинели, его украшали пышные усы и строевая походка. Был похож на казака….

Людей, которые не поддались уговорам вступить в колхоз было несколько в округе. Вот еще отец Кати «Ляли», если память не изменяет, это был  дед Василий Лапшов. Жизнь прожил единоличником, не захотел никому подчиняться…
Своего деда я помню, смутно, но помню! Он лежал на печке, больной, рыжеватый. Умер когда мне было лет 8 — 9, зимой, белый гроб везли на лошади.

Помню, где его похоронили на старом кладбище… Женат был 2 раза, все дети от первой жены!
Когда пришли немцы в нашу деревню, то через дом, где жил мой дед, был штаб. Там после войны был колхозный клуб. Возле этого дома всегда стояли  крытые немецкие машины, дом хорошо охранялся.
Так вот, в первые дни оккупации, в дом деда пришли немцы, один из них по всей видимости был врач. Он осмотрел жену деда, которая болела и лежала. Осмотрев ее, он сказал по своему и махнув рукой, что «матке приходит конец”.  Это мне расказывала её дочь, моя покойная тетка. А так, как это было в декабре 1941 года, то думаю она умерла в 1942 году. На постой в дедов дом они не стали, может из за больной бабки (говорят, у нее была большая водянка…), может по другой причине. Рядом через стенку жил мой дед по матери (Волков Никита Николаевич), там немцы стояли на постое.
Деда Стефана Акимовича, на фронт не взяли, по возрасту.
Когда пришли немцы в деревню, то они начали отнимать и воровать, кур, свиней…
Дед решил зарезать своего поросенка. Поздней ночью, он загнал его в сени, закрылся и накинув старое одеяло на поросенка – зарезал. Там же в сенях опалил, все боялись, что загорится дом. Но все обошлось! Только прятать большую тушу было не куда. Половина поросенка он спрятал у себя в навозе. Завернул в тряпку и в навоз! Стояли морозы, поэтому думал, что все обойдется. Но на другой  день, немцы обнаружили мясо в навозе, то ли собаки учуяли, то ли еще как, но факт остался фактом – нашли! Это мне рассказывали старожилы, кто знал деда.
Боялись, что заберут деда за сокрытие, но как то обошлось, только бабка поплакала – мясо жалко!  Отец в то время был уже в Армии, его взяли в 1940 году. Попал в бои в самые первые дни войны. Попал в так называемый Белостокский котел (Западная Белоруссия), когда полки и соединения гибли в первые дни войны по глупому, исчезали целые армии, сотни тысяч погибли и попали в плен  в Белостокском выступе.  Контроль над войсками потеряли, из окружения выходили малыми группами, кто как мог.  В живых остались единицы…
Когда немцы оккупировали наш район, отец уже был в плену, в Норвегии. Моя мать была уже вдовой, ее первый муж пропал без вести в финскую войну. Где она жила в это время, у  своего отца или в семье убитого мужа, я не знаю.
Сошлись они с отцом только после войны. Когда отец пришел домой, его никто не считал в живых, как он сам говорил его уже не ждали… Пришел он наверно в конце 1946 года.
Коротко опишу о семье матери отца. Углубляться не буду. Просто кого нашел, как говорят на скорую руку.
Моя бабка:
Ефросинья Ефимова Бурова (род. 13 августа 1889 г.). Жена Стефана Акимова Николаева — деда.
Прадед:
Её отец —  Ефим Васильев Буров. Жена — крестьянка  Фотина Вавилова дев. фамилия Костяева.

У Ефима Васильева Бурова был сын —  Михаил Ефимов Буров ( кличка Бородуля, род. 7 ноября 1880 г) и законная жена Варвара Андреева.  У них родилась  дочь Мария 23 января 1911 года. Восприемники : села Архангельское Кирил Филиппов Акулиничев и сельца Подлозинки Ольга Ефимова Филяева, дочь Ефима Васильевича или сестра моей бабки — Ефросиньи Ефимовны.
Вообще то, что я пишу о своих родственниках, теперь – седьмая вода на киселе. Мои дети и их дети,  стали чужими. Даже  не по родственному, а по душе, нет связующего материала. Все в забвении. Я фактически еду на машине времени. Еду в прошлое и часто берут сомнения, а нужно ли это?  Не знаю, кой чёрт толкает меня  в моём желании отыскать прадеда или пробабку. Наверно, что бы почесать свою давнюю ностальгию.
Продолжим дальше: У брата моей бабки — Михаила Ефимова Бурова (Бородуля) и законной  жены крестьянки Варвары Андреевны,   родилась  дочь Фекла 23 сентября 1909 года. Этих я помню хорошо. Дед носил большую окладистую бороду до груди, носил наверно всю жизнь, от того получил кличку “Бородуля”. Дедуля был  крепкого телосложения,  его жена, бабка Варя, была противоположного  — худенькая. Их дочь Фекла была как колобок, маленькая сбитая женщина. Дед прожил длинную жизнь, работал до самой смерти. У него кроме дочери Феклы, рождался и сын,  сразу информацию не записал, теперь надо искать по новой… Последние годы, Михаил Ефимович обогревал райком партии, был истопником. Умер он в середине 60-х годов.
В школьном музее есть фотография, где Михаил Ефимович  участвует в перезахоронении воинов в новую братскую могилу…
Еще с нами роднились Буровы из Щекино. В Щекино они уехали потом. А до этого они жили в д.Колычево. Я даже знаю где их стоял дом, сейчас там осталась только яма, наверно от погреба или подвала. Дом стоял  между домами, где жила бабка Поля Бурова (у которой дочь была немая, а другая – хромая). Потом там жила Машка Сухова, с сыном Женькой. С другой стороны жил дядя Вася Буров (пол деревни было Буровых), который валял валенки, потом там жил  конюх дядя Миша Лосев.  Вот там, между этими домами жил Лаврен!  Лаврен Ефимыч Буров! Брат моей бабки, и брат деду «Бородули».
Этого Лаврентия, мой прадед Ефим Васильев Буров и законная  жена Фотина Вавилова (дев. фамилия Костяева) – родили  11 августа 1899 года.
У Лаврена восприемники (крестные) были с д.Дмитриевка Василий Андреев Костяев  и дер. Цветковки Ефросинья Васильева Силаева (предположительно девичья фамилия Бурова, сестра Ефима  Васильевича Бурова). Те же самые люди крестили в 1892 году дочь Александру, которая родилась у Ефима Васильева Бурова и законной жены Фотины Вавиловны, а также Ефросинью Ефимову Бурову (мою бабку) в 1889 году. Как правило, восприемниками были в большинстве случаев близкие люди.
У моей матери была подружка Костяева, даже где то была фотография, надо поискать, видно их дочь…
Судьба этого Лаврена получится незавидная.
Работая в местном колхозе за “колушки”, так называли трудодни, Лаврен Ефимыч обнаружил, что его обманули с этими трудоднями. Пошел разбираться в контору. Председатель колхоза “Правда” был  Буров Николай ???, подпольная кличка «Зажимай”. Его так все звали, по имени и отчеству — редко.
Придя в контору, Лаврен Ефимович хотел добиться правды. Но как известно правда только в штанах, в гневе или просто в азарте ссоры, Лаврен Ефимович замахнулся на председателя деревянными счетами.  А это уже тянуло на статью, покушение на власть.
Времени сообщить в милицию требуется не много, Лаврена Ефимовича забирают ночью и больше его не видел никто, ни жена его Акулина, ни его дети – сын Василий, дочь Катерина и Любовь… Все, человек сгинул, как будто и не жил.  Я уж не знаю, как его родные смогли уехать в Щекино на стройку, там строился большой химический завод.
И вот его сын Василий и мой отец были не разлей вода. Я считал дядю Васю своим вторым отцом. Он приезжал к нам часто, отпуск или отгулы, я не знаю, но приезжал каждый год. Приезжал часто. У него кличка была ”Алтуй”, от чего и почему – не знаю!
Но это был по настоящему нам родной человек. Они вместе ремонтировали дом, калымили, всегда ходили на охоту. Охотничье ружье он не забывал, всегда приезжал с ним. Когда они заряжали патроны, для меня это были лучшие минуты, я им помогал и слушал их разговоры…Он умер, когда я уже пришел из армии – в семидесятых годах.
Приехав на похороны моего отца, я не знал, что вижу его последний раз.  Связь с его семьей потерялась, все разъехались… Потерялась связующее звено!
Все это пишу для своих внуков. Вот если бы мне оставил такое мой отец или дед, то я может быть смотрел философски на мир иначе…

 Теперь обязан немного написать про предков матери.
Мать носила девичью фамилию Волкова.
Её отец Волков Никита Николаевич, был с 1893 года (14 сентября) рождения. Имел 4 класса образования, что по тому времени было не мало. В царской армии был писарем, не знаю, из-за почерка или грамотности.
В Великую Отечественную, его забрали на войну  26 декабря 1942 года. Это была партия “стариков”, 50 летних старичков, как правило использовали по хозяйству, поварами, конюхами, короче на подхвате. Куда попал служить мой дед я не знаю – не нашел. Пришел живой!
Как мне рассказывали, он работал уполномоченным по  выращиванию кок-сагыза.  Растение похожее на одуванчик, из которого выделывали каучук. Культура, требовала большого внимания. Его культивировали по всей видимости до  начало 50-х годов.  Правильная заделка семян, тщательная и многократная прополка и рыхление почвы, подкормка удобрениями — вот главные условия успеха культуры кок-сагыза, поэтому Никита Николаевич ездил на лошади запряженной в тарантас по полям, работа была типа агронома.
Говорили, что он был хорошим плотником. Часто приглашали перекрыть крышу, связать раму или дверь. Как мастера его все хвалили. Умер он в мае месяце 1951 года. В это время его дочь Ефросинья лежала в больнице, собиралась рожать. Кроме нее у него были еще дочери Анна (моя мать), Татьяна и сын Михаил.
Жена у него была Татьяна Сергеевна, девичья фамилия Титова, родом из сельца Воронцовки.
Венчали их 15 февраля 1913 года, в Успенской церкви с.Архангельское.
Невесте было 18 лет, а жениху (Никите) — 19 лет.
Невеста: Сельца Воронцовки крестьянина Сергея Герасимовича Титова.
Поручители (свидетели) были по жениху: Крестьяне сельца Присад Тимофей Гаврилов Кузнецов и сельца Воронцовки Иван Ильин Титов.
Поручители по невесте: Крестьяне сельца Воронцовки Василий Васильев Ильичев и Николай Ильин Титов.

У Татьяны Сергеевны была сестра, как звать не знаю. Но  мать, говорила, что ее тетка служила служанкой у местного барина Владимира Никаноровича Ильинского и жены Софьи Александровны Свечиной (в д.Воронцовка). Уже после революции, в тридцатые годы (наверно перед свадьбой), она ездила в Москву и ночевала несколько дней у этой тетки в квартире Ильинских. Квартира находилась где-то в районе Коланчовки, тетка жила в закутке, но племянницу приютила. Мать говорила, что видела и хозяев.

У Никиты Николаевича была сестра – Улита Николаевна. 1900 года рождения 12 июля. Она долгое время работала на железной дороге, в Москве или Московской области, назад приехала в конце 50-х годов. Потом купила маленький домик в Галичках и жила там до смерти. Когда она родилась, то крестными ее были крестьяне д.Колычево Иван Иванович Наумов и села Архангельское Матрона Стефановна Акулиничева.
Кроме сестры у Никиты Николаевича были братья, Василий и Александр. Я их не помню и не знал. Василий жил в Щербинках Московской области, и умер приблизительно в середине 60-х годов. Как написала его сестра Улита на обороте его фотокарточки – знаменитый плясун! Про Александра ничего не знаю.
Прадед – Волков Николай Иванов. Его жена Татьяна Ивановна (предположительно Наумова).
Сколько у них было всего детей не известно, но кроме Никиты и Улиты были еще  дочери:  Анна (14 февраля 1879 г), на следующий год — в мае 1880 г родилась Агрипина, в 1882 году 21 октября у них родился сын Аверкий.
У Николая был брат, Дмитрий.

В 1867 году (10 ноября), венчался в Успенской церкви с.Архангельское Дмитрий Иванов Волков, временно-обязанный крестьянин помещицы Селезневой. Возраст 18 лет. Первым браком.
Невеста: Ульяна Ивановна Новикова, незаконно рожденная дочь сельца Овечьи Воды, солдатской жены Минодоры Иосифовой Шерауховой. Возраст 16 лет!
(нашел метрическую запись невесты, она с 1851 года. Жених по метрическим записям — с 1849 года. Кстати, в том же году, т.е 1851 г. у солдатской жены Минодоры Иосифовой Шерауховой умер  незаконно рожденный сын Егор Яковлев Шераухов в возрасте 2 лет, видно любвеобильная была женщина).

Поручители: Сельцо Колычево помещицы Селезневой временно-обязанной крестьянин Михаил Моисеев Сусоров и Николай Иосифов Шуванов.
По невесте того же сельца и помещицы, временно-обязанные Афонасий Григорьев Хорошилов и Афонасий  Илларионов??? (отчество плохо читается) Буров.
В 1869 году (30 октября), у Дмитрия Иванова Волкова родился сын Козьма. Жена другая -Александра Аникеева (отчество разобрать трудно). Оказалось, два разных Дмитрия Ивановича. Проверял несколько раз! Воспитывались в одной семье, звали одинаково, но возраст разный. У старшего Дмитрия Ивановича Волкова в 1864 году родилась дочь Васса, еще до свадьбы младшего брата. В 1869 году  (1 февраля) у них родились еще близнецы Симеон и Анна.  Такое бывало часто, когда братьев называли одинаково. В церкви называли по святцам и мало заботило, что в семье уже есть ребенок с таким именем.
Прапрадед:
Иван Антипьев Волков и его законная жена Евдокия Епифанова.
У Ивана Антипьева Волкова был брат — Борис Антипьев Волков.
Согласно Ревизской сказке 1834 года, апреля 3 дня, села Архангельской Слободы Георгиевское тож, Ивану было 15 лет, а Борису — 13 лет! Значит прапрадед был с 1819 года, а его брат Борис — с 1821 года.
Пойдем дальше и глубже!
Прапрапрадед: Антип Филиппов — 42 года (данные 1834г, значит родился в 1792 г.).
Его жена Елена, 40 лет.
Их дочери: Федосья — 8 лет , Домна — 5 лет.
У Антипа был старший брат — Михайло Филлипов Волков, 45 лет.
Жена — Настасия, 43 года.
Вот тут интересно про их дочерей, обратите внимание:
1) Пелагея -13 лет.
2) Авдотья — 11 лет.
3) Марфа б (большая) — 9 лет.
4) Марфа м (маленькая) — 7 лет.
5) Агрофена б (большая) — 5 лет.
6) Агрофена м (маленькая) — 2 года.
Как видим имена одинаковые, что было часто в то время. Но сына видно им Бог не дал!
По мужской линии продолжатель фамилии стал Антип Филиппов. В настоящее время, последний представитель Волковых — Николай Михайлович (с 1959года), оказался бездетным. Бывает и такое.
У братьев Никиты Николаевича, Василия и Александра (что жили в Московской области), я не знаю, были сыновья или нет. Связь с их семьями потерялась.
У матери Анны Никитичны, был брат Михаил Никитович Волков, сестры — Татьяна Никитична  и Ефросинья Никитична. Татьяна носила фамилию после замужества Наумова, а Ефросинья  — Бурова.
Вот и все!
———————————

 

 

images27_crimages 7_cr

Обсуждение закрыто.